Перейти к содержанию

Учение о ноосфере

Возникновение учения о ноосфере. Представления В.И. Вернадского о ноосфере

Первые лекции о биосфере В.И. Вернадский прочёл в 1920-е годы в Париже и Берлине. В те же годы во Франции и Германии была опубликована на французском и немецком языках его книга «Биосфера». Инициатором публикаций на английском языке основных идей о биосфере В.И. Вернадского был эколог Дж. Ивлин Хатчинсон. Он работал в Йельском университете США одновременно с сыном В.И. Вернадского Георгием Владимировичем, который по его просьбе перевёл на английский язык две статьи отца. Так англоязычные страны получили возможность познакомиться с взглядами В.И. Вернадского. Но до последнего времени учёный мир этих стран мало знал о результатах гигантской работы, проделанной В.И. Вернадским.

В СССР по идеологическим соображениям замалчивались работы В.И. Вернадского, а если и издавались, то с большими пропусками.

Понятие ноосфера происходит от греческого «ноос» — разум и обозначает, таким образом, сферу разума.

Сам термин «ноосфера» предложен профессором математики Эдуардом Леруа и его другом, философом Пьером Тейяр де Шарденом, преподававшим в Сорбонне, при этом основываясь на лекциях, которые читал В.И. Вернадский в 1922–1923 годах.

В начале 1944 года, незадолго до смерти, В.И. Вернадский опубликовал небольшую статью «Несколько слов о ноосфере». В ней он выразил уверенность в том, что биосфера, независимо от нашей воли, переходит в качественно новое состояние — ноосферу. В работе он дал только несколько общих пояснений, что он понимает под этим термином:

«Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности…Здесь перед нами встала новая загадка. Мысль не есть форма энергии. Как же может она изменять материальные процессы? Вопрос этот до сих пор научно не разрешён…Лик планеты — биосфера — химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно».

Главная мысль статьи: труд человека, направляемый его разумом, должен идти в унисон законам природы, а не наперекор им.

В.И. Вернадский не успел дать развёрнутого объяснения ноосферному процессу, пояснить, как понимает все его составляющие. Он успел только обозначить это принципиально новое явление в развитии биосферы.

Но и до 1944 года в течение многих десятилетий В.И. Вернадский неоднократно размышлял о ноосфере. Анализируя его труды, можно получить достаточно полное представление о том, что он думал о ноосферном процессе. В.И. Вернадский выделил условия становления и существования ноосферы:

  1. Заселение человеком всей планеты. Условие выполнено: на Земле не осталось места, где не побывал бы человек и на котором не сказалось бы воздействие его деятельности.

  2. Резкое преобразование средств связи и обмена информацией между разными странами. Это условие выполнено. Современные транспортные средства, телекоммуникации, Интернет сделали далёкое близким.

  3. Усиление связей между всеми государствами и народами Земли. Это условие начинает успешно реализовываться. Достаточно напомнить о таких всемирных организациях, как ООН, Всемирная торговая организация, о регулярных совещаниях глав государств и правительств, всевозможных конференциях, в том числе конференция ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году Все это способствует сближению взглядов народов разных стран на пути дальнейшего развития человечества.

  4. Преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере. Условие выполнено. Достаточно упомянуть современные глобальные экологические проблемы, появившиеся из-за неосознанного мощнейшего воздействия хозяйственной деятельности на биосферные процессы. Нарушения в озоновом слое, изменение под влиянием загрязнения состава поверхностных вод суши и океана, через «парниковый эффект» человечество стало влиять на климат, а через него и на уровень Мирового океана.

  5. Расширение границ биосферы и выход в космос. Условие успешно выполняется.

  6. Открытие новых источников энергии. В ХХ веке человечество освоило атомную энергию и подошло к освоению термоядерной энергии.

  7. Равенство всех рас и религий. Это условие не выполнено, но сделаны важные шаги в этом направлении (декларация ООН о правах человека).

  8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней, внутренней политики и экополитики (политики по отношению к окружающей среде). Условие начинает выполняться по мере увеличения числа демократических стран, политики которых начинают все больше прислушиваться к общественному мнению.

  9. Свобода научной мысли и научных исканий от давления религиозных, философских и политических построений и создание в общественном и государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли. На это условие В.И. Вернадский обращал особое внимание. Он подчёркивал, что, в отличие от других сфер духовной жизни человека (культуры, искусства, религии), которые определяют самобытность народов, их своеобразие, наука, научная мысль едины для всего человечества, на всем земном шаре. Поэтому наука должна свободно развиваться. Только в этом случае она будет способна создать систему регламентаций и ограничений деятельности людей, которая обеспечит сохранение устойчивого равновесия в биосфере и даст человечеству шанс выжить.

  10. Подъем благосостояния трудящихся, создание реальной возможности не допустить недоедания, голода, нищеты и ослабить влияние болезней. Улучшение условий жизни в мире идёт очень неравномерно. Это одно из самых сложных для выполнения условий, поскольку зависит от целого ряда факторов, и в первую очередь от демографического. С проблемой численности человечества все обстоит значительно сложнее, чем предполагал Мальтус (автор теории народонаселения). Сейчас предложены нелинейные математические модели развития демографической ситуации. Согласно им, выделяют три существенно различные эпохи развития человечества. Первая эпоха началась около 4,4 млн лет тому назад и длилась порядка 2,8 млн лет. Для неё характерен линейный рост населения (в логарифмическом масштабе). Закончилась эта эпоха в раннем плейстоцене (по геологическому времени) или в палеолите (по историческому времени). Вторая эпоха продолжалась около 1,6 млн лет и закончилась в 1965 году, когда численность населения была близка к 3,5 млрд чел. Скорость роста численности населения была пропорциональна квадрату этой численности (выражалась гиперболической кривой). Переход к эпохе, когда должна произойти стабилизация численности человечества, займёт около 80 лет (в середине XXI века). Численность населения достигнет 14 млрд чел.

    Реально повлиять на развитие нелинейных процессов в глобальной демографической системе весьма проблематично даже при наличии политической воли. Эти процессы определяются в значительной степени поведением человечества как развивающейся динамической системы. Возможности изменить исторический ход событий весьма ограничены. Мы живём в этот переходный период и наблюдаем крайне неравномерный по регионам как рост численности населения, так и благосостояния. Развитые страны Западной Европы, США и Канада стабилизировали рост численности населения и достигли высокого уровня его благосостояния. Но наряду с этими странами есть и такие, которые по этим параметрам сильно от них отличаются.

  11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворять все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения. Здесь не даны критерии, что считать разумным, а что неразумным. Кроме того, в этой формулировке фигурирует слово потребности. Это слово вызывает насторожённость, так как напрямую связано с так называемым основным законом коммунизма: все более полное удовлетворение все возрастающих материальных потребностей человека. Встаёт вопрос, до каких пределов будут возрастать потребности человека и хватит ли ресурсов биосферы удовлетворять эти все возрастающие и ничем не ограниченные материальные потребности?

    Более правильная формулировка — преобразование биосферы с целью повышения качества жизни. Качество жизни определяется такими показателями: продолжительность жизни (ожидаемое при рождении и фактическое); состояние здоровья человека; уровень знаний и образовательных навыков, иными словами, степень развития духовной сферы человека; доход (измеряемый долей валового внутреннего продукта, приходящегося на душу населения); уровень занятости; степень реализации прав человека. На первое место выходит здоровье человека, развитие его духовной сферы, а материальные потребности стоят ниже, там, где им и полагается быть. Они не цель жизни человека, а вспомогательное средство поддержания его жизни и обеспечение условий развития личности, самореализации его способностей и талантов. Недаром психологи считают, что потребность в самореализации есть одна из основных потребностей человека.

    Несколько слов о преобразовании биосферы. В истории человечества прослеживается две стратегии его взаимодействия с Природой: либо человек переделывает природу под создаваемую им технику, либо человек конструирует технику под природу, вписывая свою деятельность в ход биосферных процессов. В первом случае происходят те нежелательные последствия для человека, которые принято называть экологическими проблемами. Во втором случае таких сбоев не происходит, а может увеличиться КПД использования солнечной энергии. Вот где таится источник получения всех материальных благ, помогающих повысить качество жизни без нарушения законов устойчивого функционирования биосферы. Именно это и имел в виду В. И. Вернадский.

    В настоящее время в мире и в нашей стране прослеживаются как ноосферные (вписывание техники в ход биосферных процессов), так и антиноосферные тенденции (когда природу переделывают под создаваемую технику), но последних становится все меньше и меньше.

  12. Исключение войн из жизни общества. Это условие В. И. Вернадский считал чрезвычайно важным для создания и существования ноосферы. Оно ещё не выполнено. Но в целом воля народов мира направлена на исключение войн из жизни человечества, хотя путь к этому будет долог и непрост.

Критика положений учения о ноосфере

Возражения против теории ноосферы имеются, но их немного и относятся они к разным сторонам учения о ноосфере. Объединяет их одно — они касаются именно того, чем отличается система взглядов В.И. Вернадского от классического естествознания и широко известных обществоведческих теорий. Несколько примеров возражений:

В.А. Кутырев (2001) подчёркивал: «Переход биосферы в ноосферу считался несомненным благом, несущим человечеству разрешение всех проблем...Тревожные экологические тенденции современности заставляют критически отнестись к этим стереотипам. Думается, что учение о ноосфере с самого начала несло в себе элементы утопии, что в нем переплелись ценностные и бытийные подходы, что ценностные характеристики ноогенеза были однозначно положительными, а это противоречит диалектике жизни. Надо различать трактовку ноосферы как утопии и ее реальное состояние. Одно не должно заслонять другое...Ноосфера как гармония — сциентистский аналог социально-политической утопии коммунизма и прочих благ, более ранних мечтаний о рае. В соответствии с духом времени она опирается на науку, так к ней и надо относиться, хотя против утопий и надежд вообще выступать нет смысла».

Б.М. Миркин (2001): «Утопизм Вернадского проявился в вере в возможность преобразования биосферы в ноосферу с помощью человеческого разума и изменения положения человека в трофической системе, перевод людей на автотрофное питание, синтезируемую пищу. Не говоря уже о технологических сложностях производства синтетического белка и тяжких последствий такой диеты для здоровья человека. Ноосфера станет гарантией выживания лишь в том случае, если будет организована в полном соответствии с четырьмя законами экологии Коммонера ("Все связано со всем; все должно куда-то деваться; ничего не даётся даром; природа знает лучше"). Создаваемые человеком экосистемы надо встроить в биосферу так, чтобы она сохранялась как саморегулирующаяся целостность и её защитные функции гасили нарушения при хозяйственной деятельности людей».

Нигде в своих работах В.И. Вернадский не считал переход к автотрофному питанию человека условием перехода биосферы в ноосферу. Он говорил об автотрофности питания человека как о весьма важном, но чрезвычайно трудном направлении научных исследований. Б.М. Миркин говорит, что если уж биосфера и перейдет в ноосферу, то не с помощью научной мысли, а благодаря экологическим законам Коммонера. Но ведь эти же законы как раз и возникли в результате работы научной мысли! Б.М. Миркин говорит о важности вписывания человеческой деятельности в ход функционирования биосферы. Это и отвечает 11-му условию Вернадского перехода биосферы в ноосферу.

Штильмарк В.Ф. (2002): «природа не признает людских авторитетов, мнений и "установок", будь то библейские мечты о Царстве Божьем, сомнительные ли представления о "научном" коммунизме или научные — без кавычек — мысли о Ноосфере как Обществе Разума (все эти идиллии уже по самой сути своей глубоко религиозны и пока что остаются утопичными)».

Винер Д.Р. (2000): «Для тех, кто стремится к триумфу разума в космическом масштабе (космисты), равно как и для тех, кто идеализирует природу, реальные живые люди «как они есть» — лишь помеха на пути к желанной мировой гармонии. Поэтому все космисты, в конечном счете, приходят к мысли «о новом человеке» — то ли сверхчеловеке, то ли гуманоиде, который не станет мешать дальнейшему прогрессу мысли и технологии…Стремление к насильственной переделке людей, какими бы благими целями оно ни руководствовалось (включая «гармонию с природой»), всегда остается чрезвычайно опасным, чему свидетель — вся советская история. И культ ноосферы, и культ природы равно игнорируют индивидуальную ответственность и отвергают компромисс с несовершенной реальностью».

А.Л. Васильев (2001) приводил такие доводы против ноосферы.

  1. «По определению В.И. Вернадского ноосфера (сфера разума) есть результат эволюции биосферы как результат, прежде всего, научной деятельности человека». И далее он перечисляет, что происходит с планетой Земля под воздействием разума человека (список современных экологических проблем). А теперь зададим вопрос, который классикам за ненадобностью не приходил в голову: «Способен ли человек осознать, что, возомнив себя царем Природы, он фактически оказался ее пленником?» Или иначе: «Способно ли человечество остановить свой безумный, все ускоряющейся бег в тупик — к полному самоуничтожению, оглянуться, ужаснуться и встать на путь перерождения с целью выживания? На этот ключевой вопрос я отвечаю отрицательно! Уже поздно...»
  2. «Если согласиться, что развитие человечества можно рассматривать как управляемый процесс, то следует определить объект, цель, и алгоритм управления. Объект — человечество — открытая космическая динамическая система как часть биосферы (или живого вещества, по В.И. Вернадскому). Цель — сохранение, выживание системы. Алгоритм — законы развития, управления системой. В группе людей всегда кто-то должен быть старшим. В первичной ячейке общества, в семье, ведь тоже кто-то принимает на себя функции руководителя. А как управлять человечеством? Кто им руководит: Бог, Аллах, Будда, Высший Разум, пришельцы-инопланетяне, поставившие когда-то на планете Земля космический эксперимент и наблюдающие за его ходом? Ведь кто-то должен вырабатывать законы, заповеди, стандарты поведения человечества и обеспечивать их выполнение».

А.Л. Васильев утверждает, что нет системы управления человечеством. Это действительно так. В.И. Вернадский говорил о другом: человечество превратилось в грозную разрушительную геологическую силу, обуздать которую может только новая составляющая в регуляторной функции живого вещества (система регламентаций и ограничений деятельности людей и человечества в целом). В создании ее важнейшую роль играет Научная мысль, порожденная Разумом, и высокие морально-нравственные качества. Появление этой составляющей и означает переход биосферы в новое качество (ноосферу). Речь идет не о наличии сложившейся системы управления человечеством, а о необходимости формирования саморегулирования деятельности людей. Ведущую роль в этом призвано сыграть нахождение оптимального соотношения процессов организации и самоорганизации в обществе.

Расхождения во взглядах, вероятно, происходят и из-за того, что оценку истинности учения о биосфере и ноосфере оппоненты В.И. Вернадского проводили на основе одного хорошо знакомого естествоиспытателям критерия истинности знания (соответствия объективной реальности). Вряд ли это допустимо: биосфера существует несколько миллиардов лет, и учение о ней правомерно сравнивать с объективной реальностью. Ноосферы еще нет в Природе, наметились лишь условия перехода к ней. Поэтому оценивать взгляды о переходе к ноосфере надо по другому критерию: по степени соответствия их принципам устойчивого функционирования биосферы. Взгляды В.И. Вернадского о ноосфере соответствуют принципам устойчивого функционирования биосферы. Условия перехода постепенно начинают входить в нашу жизнь. Кроме того, любому переходному периоду свойственно сосуществование противоположных тенденций (ноосферных и антиноосферных), что и наблюдается в настоящее время. Эту характерную черту переходного периода, видимо, не учли оппоненты В.И. Вернадского.

Причина расхождения оппонентов с В.И Вернадским в отношении оценки роли Разума, Научной мысли, путей и методов совершенствования качеств личности, скорее всего, возникало из-за разного смысла, который вкладывается в эти понятия. Оппоненты В.И. Вернадского оперируют обыденным понятием разума, когда говорят: «О каком торжестве Разума можно говорить, когда за окном кабинета ученого возникло столько экологических проблем, и все они зародились не без «помощи» науки». Детальный анализ этих экологических проблем, показывает, что все они, равно как и все просчеты в нашем взаимодействии с природой, возникли и возникают не из-за знаний, а из-за полузнаний, знаний узкого специалиста. Это результат узкой специализации наук и ученых.

Иной смысл вкладывал в эти понятия В.И. Вернадский. При свойственном ему макроподходе объект исследования рассматривался в геологическом, планетарном и даже космическом масштабах. Он применяет прием натурализации, то есть представления объекта исследования как внешне проявленного, вещественно подобного состояния, которое подчиняется естественным законам Природы. Наиболее яркий пример такой натурализации — представление научной мысли в качестве «естественного тела». Вернадский уподобляет научную деятельность самой жизни, распространяя понятие познание на множество вне узконаучных форм познания. Он пишет: «Наука... отнюдь не является логическим построением, ищущим истину аппаратом. Познать научную истину нельзя логикой, можно только жизнью. Действие — характерная черта научной мысли». По сути дела, наука в этом понимании есть особым образом преобразованная совокупность человеческой жизнедеятельности, включающей в себя политическую, религиозную, этическую, эстетическую и другие стороны своего бытия. Жизнь самого В. И. Вернадского как раз и является ярким примером именно такой жизнедеятельности.

Междисциплинарное обобщение, сделанное В.И. Вернадским, предвосхитило многие научные открытия второй половины ХХ в. Оно объединило в единое целое природный и исторический процессы, разрушив между ними непроходимую стену, существовавшую прежде. Такой подход резко отличается от сложившихся традиций классической науки, разделенной на множество специализированных дисциплин. Поэтому понять учение о биосфере, и особенно ноосфере, нелегко, а приятие этого учения происходит далеко не сразу. Особенно в части построения практической деятельности, исходя из результатов междисциплинарных обобщений. Видимо, в этом и кроются корни высказанных возражений по поводу взглядов В. И. Вернадского о переходе биосферы в ее новое состояние — ноосферу.

Признаки превращения биосферы в ноосферу

Можно выделить следующие основные признаки превращения биосферы в ноосферу:

  • Возрастание количества механически извлекаемого материала земной коры (рост разработки месторождений полезных ископаемых). Геохимическая деятельность человека становится сравнимой по масштабам с биологическими и геологическими процессами. В геологическом круговороте резко возрастает звено денудации.

Денудация — совокупность процессов разрушения горных пород и их переноса экзогенными процессами в пониженные участки земной поверхности, где происходит их накопление.

  • Массовое потребление (сжигание) продуктов фотосинтеза прошлых геологических эпох (нефти, газа, каменного угля и других). Следствием являются усиление парникового эффекта и глобальное потепление климата.
  • Рассеивание энергии в отличие от ее накопления в биосфере до появления человека. Основным следствием является энергетическое загрязнение биосферы.
  • Образование в больших количествах веществ, ранее в биосфере отсутствовавших (чистые металлы, пластмассы и другие). В результате наблюдается химическое загрязнение биосферы — ее металлизация, загрязнение промышленными и другими отходами и так далее.
  • Создание, хотя и в ничтожно малых количествах, трансурановых химических элементов (плутония и других). Освоение ядерной энергии за счет деления тяжелых ядер и (в обозримом будущем) термоядерной энергии за счет синтеза легких ядер атомов. Возникает опасность теплового загрязнения биосферы и загрязнения радиоактивными отходами ядерной энергетики.
  • Расширение границ ноосферы за пределы Земли в связи с научно-техническим прогрессом. Возникновение космонавтики обеспечило выход человека за пределы родной планеты. Ноосфера в будущем займет большее пространство, чем биосфера до появления человека. Создается принципиальная возможность создания искусственных биосфер на других планетах.

Литература